«Культурные повороты» и межкультурная философия как новые ориентиры культурологического знания
Авторы: В.Н. БадмаевСовременные процессы глобализации и информатизации науки и образования, расширение международной и междисциплинарной научной коллаборации, активизация научной дипломатии приводят к «культурным поворотам» (Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017), появлению новых ориентиров в науке, пониманию научно-гуманистического единства Востока и Запада, Европы и Азии, всего мира. Все это ставит перед современными науками о культуре вопросы методологического самообновления и культурно-цивилизационного самосознания. Осознается важность отказа от ригоризма европоцентризма, необходимость понимания равноценности, равностатусности, равнозначимости восточной и западной мыслительной и научной традиций, их равноважности друг для друга. Включение восточной культурологической традиции в широкий контекст общемировых исследований позволит осознать подлинный смысл понятий «всемирная история», «всемирная философия», «мировая культура», сформулировать новую научную картину мира XXI в. Для современных культурологических исследований эвристическое значение имеют межкультурная философия и методы философской компаративистики, ставящие задачу постижения и достижения равноправного диалога культур и цивилизаций. Появление в 80-90-е гг. XX в. межкультурной философии как нового направления в гуманитарном знании во многом было связано с развитием философского востоковедения и эволюции философской компаративистики, когда европоцентристская позиция, согласно которой «мерилом» философии являлась исключительно западная мысль, была подвергнута критике и пересмотру. Новое направление предполагало трансформацию философии, исходя из принципа «когнитивной скромности», т. е. признания того, что западный тип философствования не может быть единственным (См.: Степанянц М. Т.Межкультурная философия: истоки, методология, проблематика, перспективы. М.: Наука - Восточная литература, 2020). Российское государство, характеризуемое «евразийским месторазвитием» и потому рассматриваемое в рамках цивилизационной дихотомии (Европа - Азия, Запад - Восток), предстает как территория проживания разных народов, место, где происходит встреча мировых цивилизаций. Полиэтничность, многоконфессиональность, «культурное многоголосие», евразийство российской культуры, евразийство как принцип цивилизованной открытости диалога, симфонизма и комплиментарности народов России являются постоянно действующим фактором, который способ ствует их соразвитию и предотвращает «столкновение цивилизаций». Перед современной культурологией стоит задача предложить новое видение дихотомии «Восток - Запад», «Европа - Азия» как новой научно-гуманитарнойпарадигмы, необходимой для равноправного диалога всех мировых культур и цивилизаций. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОКНСМ в рамках научного проекта No 20-511-44006.