Главная/Публикации/Интервью/О проекте

Этнический аспект социального бытия как предмет философии этноса

Авторы: В.Н. Бадмаев, Б. ПурэвсурэнКлючевые слова: этнос, этнофилософия, социальное бытие этноса, философия этноса, социум, идентичность, культура.В условиях нестабильности настоящего, неопределенности и неизвестности будущего актуализируется обращение к тем устойчивым элементам культурных моделей, которые обычно описываются как традиционалистские (этническая культура, религиозные ценности и др.). Осознается необходимость переосмысления наших прежних (традиционных и устоявшихся) представлений о феномене этноса, к чему подталкивает сам характер ускоряющейся и усложняющейся социальной реальности.

В статье очерчиваются контуры философии этноса как направления социогуманитарного знания, которое обращено на поиски глубинных философских оснований этноса, этнических процессов и явлений, на раскрытие сущности этнического в социальном бытии. Необходимость осмысления роли этноса в современном мире детерминирует поиск новых философскометодологических подходов к анализу социального бытия этноса.

Этнокультурная проблематика, рассматриваемая социогуманитарными науками, нуждается в философском осмыслении. И дело здесь не только и не столько в необходимости комплексного, междисциплинарного подхода к анализу проблем этноса. Эмпирическим результатам исследований проблем этноса важно придать большую философскую оснащённость, философскую фундированность.

Анализ современных дискуссий по проблемам философии этноса показывает как актуальность данной проблематики, так и необходимость специальных работ, решающих задачу уточнения терминологического аппарата, исследовательской методологии, предметного содержания философии этноса. Философское исследование этноса делает возможным понимание закономерностей развития не только конкретного этноса в конкретных историко-культурных обстоятельствах, но и выявление неких общих тенденций социального бытия этносов.

Сегодняшнее обращение к этнокультурной проблематике, несмотря на ее перманентную актуальность, обусловлено кардинальными изменениями современного мирового социокультурного ландшафта. Современный мир вступил в сложный социум, который характеризуется ускорением, усложнением своего развития, появлением принципиально новых вызовов глобального характера. В этих условиях актуальной представляется задача философского осмысления этих вызовов, придания определенной упорядоченности этим сложным социальным процессам. «Порядок и хаос - замечает английский социолог Дж. Урри, - выражают определенное состояние баланса, в котором компоненты ни полностью замкнуты в конкретном месте, ни полностью исчезли в анархии» [15, р. 22].

В условиях нестабильности настоящего, неопределенности и неизвестности будущего актуализируется обращение к тем устойчивым элементам культурных моделей, которые обычно описываются как традиционалистские (этническая культура, религиозные ценности и др.). Традиционные установки, модели, ценности нуждаются в определенной адаптации к изменившейся социальной реальности, которая кардинально меняет характер целостности социального бытия современного мира и наши представления о роли в нем этнического фактора и ценности этнокультурного многообразия в мире.

Актуальность исследования этносов, этнических аспектов социального бытия обусловлена наличием множества нерешенных проблем в современном мире - проблемы сохранения этнокультурной идентичности и культурного многообразия, кризис мультикультурализма, обострение и конфликты в межэтнических отношениях и т.д.

Этносы создают свою традиционную материальную и духовную культуру, ценности, традиции, определенные социальные отношения, систему социальных коммуникаций, которые испытывают влияние (а порой вступают в конфликты) усложнившегося современного мира. В этой ситуации осознается необходимость переосмысления наших прежних (традиционных и устоявшихся) представлений о феномене этноса, к чему подталкивает сам характер стремительно изменяющейся, ускоряющейся и усложняющейся социальной реальности.

В данном контексте особенно важным представляется философское осмысление этнической проблематики, этнических аспектов социального бытия.

Проблема социально-философской рефлексии феномена этноса - задача чрезвычайно сложная, в первую очередь, в силу гетерогенности самого феномена этноса и масштабности имеющегося историко-эмпирического материала.

Этническая проблематика, как показывают современные споры в отечественной и зарубежной общественной мысли, относится к числу постоянных, константных вопросов, которые всегда остаются востребованными временем. Сегодня идет интенсивный поиск новых форм отношений между людьми различных этнокультурных общностей национальностей, подходов к вопросам национальной политики. В данном процессе методологически важна разработка современной социально-философской концепции этноса, этнической идентичности и этнокультурной политики.

Следует отметить, что постоянные дискуссии о сущности этноса не означают слабости научно-теоретических подходов или отсутствия практического опыта в решении этнических вопросов, хотя и эти моменты могут иметь место. Суть дела, видимо, в самой природе этого сложного и специфического феномена, в сложности и наукоемкости рассматриваемого вопроса.

Как известно, понятие «этнос» в ходе исторического развития претерпело значительную трансформацию. И сегодня его смысл многозначен. Споры о природе феномена этноса выходят далеко за пределы теоретической рефлексии и обусловлены необходимостью решения конкретных задач национально-государственного устройства. За всеми концептами и дискурсами о природе феномена этноса скрываются вполне определенные и жизненно важные для развития народов вопросы [См.: 2].

Конечно же, в развитии философской мысли актуализация проблем, их осознание играют важную роль, поскольку они дают импульсы новому философскому поиску, определяют новые аспекты философской рефлексии относительно, казалось бы, уже заданных и ставших обычными вопросов.

Этнос как объект исследования находится в центре внимания многих социально-гуманитарных наук - этнологии, социологии, психологии, культурологии, политологии и т.д. Есть отдельные направления исследований и области знания - этнопсихология, этноэкономика, этносоциология, этнокультурология и др.

Вообще в современной социально-гуманитарной науке фактически нет общепринятого определения этноса. Оставляя за кадром продолжающиеся дискуссии по поводу определения данного понятия и даже призывы отказаться от его использования, отметим, что следует согласиться с мнением Гранина Ю. Д., что понятие «нация» или понятие «этнос» могут быть «продуктивно использованы в междисциплинарных концепциях большой степени общности. Тем более не следует квалифицировать их как «фиктивные понятия», созданные исключительно в процедурах культурной репрезентации социального мира» [4]. Обратимся в этой связи к определению, которое приводится в «Новой философской энциклопедии»: «под понятием «народ» или «этнос» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности» [7].

Вместе с тем необходимо отметить, что указанное определение не акцентирует внимания на ценностных аспектах бытия этноса и этнических процессов. Здесь больше научно-этнологический объективистский подход. Одно из отличий науки от философии, как известно, заключается в том, что она (наука) абстрагируется от проблемы ценностей и ценностных суждений. А идентичность человека с определенной этнической общностью реализуется, прежде всего, через интериоризацию им ценностей, 2022 г. №1(53) представлений, норм, образцов поведения, образующих ее культуру. Исторически сложившиеся культуры этнических и социальных общностей представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, образующие основу ее самосознания, духовное содержание ее бытия.

Этническая принадлежность рассматривается как одна из сторон связи личности с обществом, как отражение в ее структуре социальных особенностей данной этнической общности. Необходимость осмысления роли этноса в современном мире детерминирует поиск новых философско-методологических подходов к анализу социального бытия этноса.

Прежде всего, следует заметить, что понятия «философия этноса», «этнофилософия», «этнософия» уже используются в современной научной и философской литературе.

Философия этноса обращена на поиски глубинных предельно-бытийных оснований этнических процессов и явлений, на раскрытие сущности этнического в социальном бытии. Следует отметить возрастающий интерес в отечественном научном дискурсе к проблемам философии этноса, к формированию такого исследовательского направления, как этническая философия, этнофилософия [1, 3, 5, 6, 10, 14].

Так, в рамках V Российского философского конгресса «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.) был проведен Круглый стол «Философия этноса и этнофилософия», где обсуждались такие вопросы, как «дисциплинарная структура философии этноса и дисциплинарная принадлежность основных подходов в изучении этноса; соотношение философии этноса и этнофилософии; соотношение этнософии и этнопсихологии; специфика этнических образов мира и национальнофилософских традиций в истории мировой философии; роль этносов в развитии цивилизаций; методология комплексных междисциплинарных этносоциальных исследований» [9, с. 140].

Как отмечает Петрова В.В., «этнофилософия есть дисциплина, состоящая из:
а) народной мудрости, функционирующей как концепт, образный символ и отражающей бытие, отношение этноса к миру и к самому себе и проявляющейся в устно-поэтическом творчестве как произведение-вещь, объект изучения и идеал;
б) «этнического объекта», пребывающего в этническом сознании и функционирующего как концепт и его значение;
в) отношения к обозначаемой концептом вещи, который направлен как на конкретный, так и на нереальный объект» [8, с. 153].

Здесь следует уточнить, что, обращаясь к тематике этнического аспекта социального бытия, мы не будем касаться разграничения терминов «философия этноса» и «этнофилософия» и остановимся на проблемно-постановочных аспектах избранной темы.

Философия этноса - это не просто комплекс знаний о феномене этноса и этнического. Она включает такие направления исследования: этнос как философская проблема; философское осмысление этноса как специфического социального феномена; философия этноса как одна из дисциплин в «энциклопедии философских наук».

Условно можно выделить следующие аспекты формирования философского знания об этносе:
- теоретико-систематический: построение универсальной (в философском смысле оснований-универсалий) философской теории этноса; создание целостного, комплексного, синтетического знания об этносе, объединяющего как узкоспециализированные исследования разнообразных аспектов жизнедеятельности этносов, так и общефилософские суждения относительно онтологических, гносеологических, аксиологических оснований этнического бытия.
- методологический: философия этноса как общая методология «наук об этносе», обеспечивающая должный философско-теоретический уровень обобщения эмпирических сведений об этносе.
- институциональный: формирование отдельного самостоятельного философского направления, наряду с философией права, культуры, религии, искусства и др.

Понятно, что выделенные уровни носят взаимосвязанный характер. Так, институциональная самоидентификация философии этноса в качестве отдельной научной дисциплины (наряду с этнопсихологией, этнолингвистикой, этноэкономикой, этносоциологией и т.д.), концептуализация этнофилософского знания выступает одной из важнейших методологических проблем, а от ее решения зависит, в конечном счете, признание или непризнание факта ее существования. И, конечно, это актуализирует вопросы о границах проблемного поля и предметного пространства, релевантной методологии, возможностях сочетания разнонаправленных эпистемических стратегий в изучении этноса и этнических процессов сквозь призму философской исследовательской программы.

Здесь мы бы хотели выделить некоторые теоретико-методологические вопросы, которые, на наш взгляд, важно учитывать при обращении к проблематике философии этноса.

Во-первых, важность диалога и взаимодействия философии этноса с этнологическими исследованиями, когда эмпирические знания об этносе вписываются в общемировоззренческую проблематику, а универсальные философские модели не превращаются в метафизические спекуляции и основываются на теоретических результатах наук об этносе и конкретно-исторических фактах этнической истории.

Во-вторых, конечно, трудно говорить об универсальной философской теории этноса, учитывая все многообразие этносов, этнических общностей в мире, богатство их культур и традиций, сложность и неоднозначность их историй и социального опыта. Это ни в коем случае не какая-то их универсализация, сведение к одному общему знаменателю (теоретическому, метафизическому, спекулятивному). Вместе с тем, как отмечает Степин В.С., «в сложном калейдоскопе культурных феноменов каждой исторической эпохи можно выявить их основания, своего рода глубинные программы социальной жизнедеятельности, которые пронизывают все другие феномены и элементы культур и организуют их в целостную систему. Реализуясь в деятельности, они обеспечивают воспроизводство сложного сцепления и взаимодействия различных ее форм и видов... Они являются предельно обобщенной системой мировоззренческих представлений, которые формируют целостный образ человеческого мира. В связи с этим возникает вопрос о структуре таких представлений, способа их бытия, формах, в которых они реализуются.

Такими формам являются мировоззренческие универсалии культуры, категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт, в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта» [12, с. 15-16].

Исходя из данной методологической установки, можно предположить, что философия этноса должна быть ориентирована на познание мировоззренческих универсалий культуры, которые отражают менталитет, сознание, идентичность этносов, их видение мира, их бытие в целом.

Здесь необходимо отметить, что современные философские дискуссии относительно универсалий сопровождаются их критикой (в том числе критикой европоцентризма), связанной с тем, что на Востоке «универсализм часто воспринимается 2022 г. №1(53) как теоретическое обоснование культурного неоколониализма, как попытка навязать ценности западного мира именно потому, что они обладают якобы универсальной значимостью» [11, с. 43]. То есть при обращении к философии этноса важно признавать множественность культурно укорененных философий, важность межкультурной философии и диалога философских традиций Востока и Запада.

В-третьих, этносы, этничность обычно рассматриваются в социальном, культурном или психологическом аспекте. Вместе с тем предлагаются новые подходы к их исследованию. Так, А. Шажинбат предлагает рассматривать этническую проблематику в контексте философско-антропологического знания. Обращение к «человеческой природе» этноса помогает обнаружить его глубинные основания. «Введение в контекст этнических исследований философского определения «человеческой природы» как совокупности стойких черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса, значительно расширяет и углубляет процесс этнических исследований» [13, с. 11].

Этнокультурная проблематика, рассматриваемая социогуманитарными науками, нуждается в философском осмыслении. И дело здесь не только и не столько в необходимости комплексного, междисциплинарного подхода к анализу проблем этноса. Эмпирическим результатам исследований проблем этноса важно придать большую философскую оснащённость, философскую фундированность, философскую рефлексию. Знания об этносах не должны сводиться только к регистрации этнокультурных традиций. Знания об этносах без их философского обоснования могут превратиться всего лишь в сумму эмпирических сведений, а философский анализ позволяет понять глубинные, внутренние механизмы этнических процессов, проникнуть в сущность этнического феномена.

Анализ современных дискуссий по проблемам философии этноса показывает как актуальность данной проблематики, так и необходимость специальных работ, решающих задачу уточнения терминологического аппарата, исследовательской методологии, предметного содержания философии этноса. Философское исследование этноса делает возможным не только понимание закономерностей развития конкретного этноса в конкретных историко-культурных обстоятельствах, но и выявление неких общих тенденций социального бытия этносов.
Список литературы

1. Актуальные проблемы становления и развития этнофилософии // Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательство Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, 2015. - 288 с.
2. Бадмаев В.Н. Национальная идентичность: дискурс и социальная практика. - Элиста, 2002. - 112 с.
3. Бадмаев В.Н., Манджиев Н.Ц., Уланов М.С. Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования). - Элиста. Издательство Калмыцкого университета, 2012. - 156 с.
4. Гранин Ю. «Нация» и «этнос»: эволюция подходов и интерпретаций в философии и науке XVIII-XX столетий // Вопросы философии. 2015. №. № 7. - С. 5-16.
5. Духовная культура этноса. Материалы Круглого стола, посвященного 40-летию кафедры философии и культурологи. - Элиста, 2012. - 168 с.
6. Методологические проблемы этнофилософии: материалы Международной научно-практической конференции, 25-26 октября 2010 г. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2010. - 188 с.
7. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.
8. Петрова В.В. Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этнофилософии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т.7. №7. Ч.2. - С. 151-154.
9. Попков Ю.В. Философия этноса и этнофилософия // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2009. Т. 7. № 4. - С. 140-141.
10. Рыбаков С.Е. Философия этноса. - М., 2001. - 358 с.
11. Степаняц М.Т. Проблема универсалий в дискурсе философов Востока XX века // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 14-57.
12. Степин В.С. Мировоззренческие универсалии как основание культуры // Универсалии восточных культур. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 14-41.
13. Шажинбат А. Этнос как философско-антропологическая проблема. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. - М., 2015. - 30 с.
14. Этнофилософия адыгов: от мифа к логосу: Материалы Круглого стола, посвящённого 75-летию доктора философских наук, профессора Ханаху Руслана Асхадовича / под науч. ред. Л. А. Деловой. - Майкоп: АРИГИ; ЭлИТ, 2016. Майкоп, 2016. - 179 с.
15. Urry John. Global Complexity. Cambridge: Polity Press. 2003. - 172 p.